на красивом холме


Previous Entry Share Next Entry
Некоторые мысли по поводу автобусов Yutong
Relative Time
ma6y
После комментария начальника PR-службы «Автобусного парка» Елены Михайловой в блоге губернатора захотелось поделиться некоторыми мыслями по поводу всей этой истории с закупкой китайских автобусов Yutong ZK6852HG в Великом Новгороде. Перевозчик продолжает оправдываться за покупку дешевого и не очень удобного общественного транспорта, приводя без конца одни и те же аргументы.

Давайте по ним пройдемся. Жирным курсивом выделены цитаты г-жи Михайловой.



1. Китайское предприятие, по открытой информации, произвело и реализовало 68 тысяч автобусов, из них 7500 экспортированы в европейские станы: Англию, Словакию, Польшу, Италию, Испанию, Латвию, а также в Израиль. Французы тоже закупают Ютонги. Просто у них денег больше, поэтому берут электрические -- посмотрите https://youtube.t30p.ru/post/V-Kitae-zapustili-avtobus-bez-voditelya-V-gorodskom-okruge-Chzhenchzhou-v-Kitae-kompaniya-Yutong-zapustila-prototip-avtob.aspx . На собственно китайском рынке «Ютонги» занимают нишу в 31-32%. В Москве открыта дочерняя компания, которая помогает российским транспортникам с обслуживанием, запчастями, иным сервисом автобусов «Ютонг». Едва ли у новгородцев есть основания огульно обесценивать продукцию завода-изготовителя, обслуживающего 10% мирового рынка по выпуску и продажам пассажирских автобусов, не так ли?

Китайская компания вполне может быть популярна на мировом рынке, так как выпускает и современные низкопольные модели, и даже такие, в которых водитель не требуется. От осознания того, сколько же корпорация Yutong продала автобусов по всему миру, пассажирам в Великом Новгороде удобнее ездить не станет. Никто «огульно обесценивать» не старается, идёт обоснованная критика конкретной модели автобуса, закупленного в Великий Новгород за бюджетные средства.

2. Насчёт низкопольности -- вы можете убедиться, что они низкопольные: см. сравнительную таблицу. Но, вероятно, вы имеете в виду, что автобус имеет ступени -- как и многие др. марки. Отчего закупка, например, ПАЗиков транспортными предприятиями города хотя бы в минувшем году не вызывала ваших вопросов?

Удивительно слышать от представителей транспортного предприятия такую неопределенность в терминологии. Автобусы бывают либо низкопольные, либо — нет, еще есть полунизкопольные, где только часть салона является низкопольной. Если при входе в автобус с уровня земли требуется подняться более, чем на один подъем, он уже не является низкопольным. В указанной таблице представлены модели автобусов со ступенями. Зачем вводить людей в заблуждение? То, что закупка ПАЗиков транспортными предприятиями города (кстати, не за счет бюджета, в отличие от Yutong) не попала в поле зрения инициативных граждан, не является основанием для оснащения города неудобным транспортом. Самая массовая модель автобусов ПАЗ-3205 разрабатывалась в тот период, когда официальной позицией государства была фраза «в СССР инвалидов нет» (из одноименной книги В. Фефёлова), а также с мыслью обеспечить максимальную проходимость, поскольку требовалось осуществлять перевозки и в сельской местности, где дороги есть не везде. Использовать ПАЗики в качестве полноценного городского автобуса недопустимо, это шаг назад в развитии городского транспорта.

Так выглядит вход в низкопольный автобус:



Сравните с Yutong:



3. Что касается доступности среды для маломобильных групп граждан -- надо объективно признать, что эта среда начинается не с автобусов и по приведённой выше ссылке вы можете оценить логику этого утверждения. Имеет смысл апеллировать не к одним только транспортникам, согласитесь, а к мэрии, ответственной за содержание остановок, высота и размер которых нередко неадекватны нормам. И к предприятиям-изготовителям автобусов с просьбой массово выпускать автобусы, максимально адаптированные к нуждам маломобильных пассажиров.

Исполнение государственной программы «Доступная среда» началось в 2011 году. С 2016-го года ужесточились требования к вводимому жилью, транспортной инфраструктуре. В Великом Новгороде начали строить первые дома с проходными лифтами. Так что работа в этом направлении ведется. Насчет остановок — такой регламент необходимо разработать и придерживаться хотя бы при строительстве новых остановочных комплексов. Но если обратиться к опыту города-побратима Билефельд, где дела с доступной средой значительно лучше, — даже у них автобусные остановки еще не все приведены к единому стандарту (поставлена цель к 2022-му году сделать ОТ полностью доступным), вместе с тем, транспорт там низкопольный. Конечный смысл в том, чтобы подходя к любой остановке, автобус мог наклониться на одну сторону за счет пневмоподвески и сопоставить уровни пола и остановки. В таком случае не требуется никаких дополнительных пандусов и «реечек» и человек даже на инвалидной коляске, не говоря уже о родителях с детскими колясками и о пожилых, может воспользоваться автобусом без посторонней помощи.

Никто не ждет от перевозчиков решения всех проблем безбарьерной среды. Даже при условии неприспособленности новгородских остановок использование низкопольного транспорта будет большим шагом на пути повышения доступности транспорта для всех пассажиров. Если каждое учреждение, обладающее реальными возможностями улучшения безбарьерной среды, будет пенять на отсутствие общей системы, на муниципалитет и так далее, то не видать нам удобного города еще очень долго.

4. Однако востребованность подобных автобусов невелика даже в таком крупном городе, как СПб -- посмотрите: Санкт-Петербург потратил на новые автобусы больше миллиарда рублей, но пенсионеры в них ездят стоя // Ирина ПАНКРАТОВА, 9.10.2015. И там речь не о Ютонгах, а о ЛиАЗ-6213.

Давайте разберем внимательно:
а) Данная статья была опубликована 30 сентября 2010 года, а не в 2015-м. Достаточно обратиться к поиску по сайту.

б) В 2010 году в Петербурге парк обновили на 433 машины, были закуплены хорошие низкопольные автобусы, в которых есть места и без ступенек. На фото в статье изображены как раз обычные сиденья стандарной высоты, применяющиеся в большинстве автобусов. В тексте, видимо, речь о местах, расположенных в зоне колесных арок и двигателя автобуса, которые вследствие особенностей конструкции находятся на возвышении.
Если мы посмотрим на фото салона новоприобретенных Yutong, то заметим, что и в зоне колес, и в зоне двигателя сидения в нем расположены также на возвышении, и требуется подняться на ступень, чтобы сесть.

Кресла на колесных арках в Yutong:



Дальний ряд кресел заметно выше в зоне двигателя в Yutong:



В статье приводится мнение водителя, вряд ли стоит на его основе делать вывод, что «востребованность подобных автобусов невелика» и обесценивать опыт городов, закупающих низкопольный транспорт. Сомнительно, что новгородским пенсионерам будет комфортнее сначала забираться по трем ступенькам в Yutong ZK6852HG, потом по ступенькам внутри автобуса или стоять в узких проходах. Новгородские пенсионеры подходили на пл. Победы-Софийской к автобусам, жаловались на неудобство. На парочку подобных статей жалоб хватило бы. И вот их бы мнение и стоило разместить на сайте «Автобусного парка», с планами по исправлению, а не статью 6-летней давности из иногороднего издания.

5. Решений о выборе марки автобусов принималось специалистами (!) предприятия, которые учитывали весь комплекс обстоятельств: непростая экономическая ситуация на предприятии, доставшаяся области от прежнего собственника (мэрии), необходимость обновления подвижного состава до 10% от численности парка в год, стоимость обслуживания машин в работе (за 3 года имеющийся на Хутынской 10 Ютонг потребовал запчастей меньше чем на 40 т.р.), необходимость транспортной работы на маршрутах, где пассажиропоток не велик.

Если это и есть самые важные и основные критерии выбора подвижного состава, то, следуя такой логике, можно закупать маршрутки ГАЗель, подкрепляя аргументом, что объем продаж этих машин очень велик по всей стране. Но все понимают, что так делать не стоит, верно?

В общем, хотелось бы надеяться, что мнение новгородцев было услышано, и в следующий раз при закупке автобусов специалисты будут руководствоваться не только низкой ценой, но и удобством пассажиров. Лучшим показателем хорошей работы транспортников будет увеличение числа клиентов. В конце концов, мы все хотим одного чтобы как можно больше новгородцев пользовались общественным транспортом, и делали это с удовольствием, не мечтая при первой возможности пересесть в салон автомобиля. Это дальновидно. Очевидно, что ни Yutong ZK6852HG, ни тем более ПАЗики с такой задачей не справятся.

upd. Реакция г-жи Михайловой на эту запись здесь. Всё свелось к "а у них вообще ПАЗы" и к оскорблениям в адрес "так называемых общественников".

?

Log in